Положение об отделе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии
  1. Общие положения
    1. В рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, в числе мер, направленных на обеспечение доступности и качества образования, актуальными являются меры по обеспечению:
      • правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами;
      • предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных организациях;
      • создания системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей;
      • психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательной организации.
      В системе образования Чувашской Республики психолого-педагогическое сопровождение образования является одним из важных направлений деятельности.
    2. Отдел психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (далее - Отдел) является структурным подразделением бюджетного общеобразовательного учреждения Чувашской Республики «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Учреждение).
    3. Целью деятельности Отдела является оказание многопрофильной, комплексной психолого-педагогической и социально-правовой помощи детям и членам их семей, оказавшихся в кризисной ситуации, в том числе подвергшимся насилию и жестокому обращению, психофизическому насилию; семьям в предразводной и послеразводной ситуации, детям, находящимся в конфликте с семьей или социальным окружением, несовершеннолетним, вступившими в конфликт с законом.
    4. В своей деятельности Отдел руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральными и республиканскими законами, указами Президента Российской Федерации и Чувашской Республики, постановлениями Правительства Российской Федерации и Чувашской Республики, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации и Чувашской Республики, Уставом учреждения и настоящим Положением, а так же Соглашением с Верховным Судом Чувашской Республики от 31 июля 2013 г.
    5. Реорганизация и ликвидация Отдела осуществляется на основании приказа руководителя Учреждения, на условиях и в порядке установленных действующим законодательством Российской Федерации.
    6. Услуги по разрешению конфликтных ситуаций в образовательных и социальных учреждениях, по оказанию психолого-педагогической, социально-правовой помощи семье и детям, оказавшихся в кризисной ситуации, по проведению восстановительных программ по заглаживанию вреда предоставляются Отделом на безвозмездной основе. По решению руководства Центра отдельные виды психолого-педагогических услуг могут предоставляться за плату. Денежные средства, взимаемые за предоставление этих социальных услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие сверх выделяемых ассигнований по бюджету.
    7. Объем и содержание услуг, предоставляемых Отделом каждой семье и лицу из числа детей, оказавшихся в кризисной ситуации, а также перечень осуществляемых Отделом мероприятий определяются индивидуально исходя из потребностей и возможностей Отдела и других объективных обстоятельств.
    8. Деятельность Отдела основана на взаимодействии специалистов психолого-педагогического сопровождения, педагогических и руководящих работников образовательных организаций, межведомственном взаимодействии с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, правоохранительных органов, взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся.
    9. Родители (законные представители) должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.
    10. Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
    11. Отдел осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным обще развивающим программам социально-педагогической для детей и молодежи, превентивным программам, направленным на здоровый образ жизни, на развитие и сопровождение нуждающихся в психолого-педагогической и социальной помощи.
  2. Предмет и задачи деятельности Отдела
    1. Предметом деятельности Отдела является предоставление государственных услуг по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, разрешению конфликтных ситуаций в образовательных, социальных и других организациях, оказанию психолого-педагогической помощи семье и детям, оказавшихся в кризисной ситуации, проведению восстановительных программ по заглаживанию вреда, оказанию методической помощи в работе с семьей и детьми специалистам образовательных, социальных и других организаций, созданию профессиональной системы обмена опытом.
    2. Основными задачами Отдела являются:
      • предупреждение возникновения проблем в развитии, обучении и социализации обучающихся, содействие обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
      • создание в сотрудничестве с педагогическими и административными работниками образовательных организаций развивающей, психологически безопасной здоровье сберегающей образовательной среды;
      • формирование психологической культуры обучающихся, родителей, педагогических работников;
      • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-психологического сопровождения с учетом современных требований; организация деятельности 1 федеральной стажировочной площадки (разработка и тиражирование учебно-методических комплектов, образовательных программ, проведение курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, подготовка тьюторов);
      • усиление профилактической направленности в деятельности специалистов сопровождения, как основы преодоления асоциальных явлений и их негативных последствий в образовательной среде;
      • разработка, апробация и внедрение эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения, направленных на полноценное интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся на всех этапах воспитания и обучения, обучающихся с проблемами в развитии, обучении, поведении, проблемных, асоциальных, опекунских семей, усыновителей и др.;
      • оказание своевременной адресной психологической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуации, пережившим психологическую травму, находящимся в кризисном состоянии.
      • организация деятельности Республиканского центра медиации, включая координацию развития Школьных служб примирения (медиации) Чувашской Республики;
      • организация непрерывного социального-психологического сопровождения несовершеннолетних, совершивших преступления, а также несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, восстановительного правосудия, включая проведение программ примирения;
      • организация деятельности Республиканского центра медиации, включая координацию развития Школьных служб примирения (медиации);
      • координационно-методическое сопровождение Службы практической психологии в системе образования, включая структуру Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, проведение обучающих семинаров, тренингов для всех участников образовательного процесса;
      • организацию и проведение конференций, форумов, семинаров, мастер-классов, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических, руководящих работников образовательных организаций; проведение обучающих мероприятий для специалистов межведомственного взаимодействия, комплексного сопровождения, педагогических и руководящих работников;
      • проведение фестивалей, конкурсов, олимпиад для детей, конкурсов профессионального мастерства;
      • организация деятельности детского телефона доверия;
      • проведение психолого-диагностических обследований детей и членов их семей по запросам при их личном обращении или по направлению из образовательных, социальных и других организаций, государственных, судебных органов, органов внутренних дел, прокуратуры, следственного комитета, аппарата уполномоченного по правам ребёнка, других субъектов профилактики и специализированной помощи;
      • осуществление сетевого взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения;
      • - обобщение, систематизацию и распространение передового опыта специалистов психолого-педагогического сопровождения.
  3. Основные направления деятельности Отдела
    1. Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса включают в себя:
      • психолого-педагогическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основного общего образования, образовательных программ;
      • оказание своевременной адресной психологической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной или экстренной ситуации;
      • психологическую диагностику обучающихся (определение психологических особенностей обучающихся, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);
      • психологическое просвещение субъектов образовательного процесса (создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, формирования психологической культуры);
      • психолого-педагогическую профилактику (предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных организациях, усиление профилактической направленности в деятельности специалистов сопровождения асоциальных явлений);
      • проведение программ по заглаживанию вреда с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом; помощь в разрешении семейных конфликтов и споров с помощью восстановительных технологий;
      • организация деятельности Республиканского центра медиации, включая координацию развития Школьных служб примирения (медиации) Чувашской Республики;
      • координационно-методическое сопровождение Службы практической психологии в системе образования;
      • оказание экстренной психологической, консультативной, правовой помощи педагогам и администрации образовательных учреждений по их запросу;
      • организация межведомственного взаимодействия с государственными и судебными органами, органами внутренних дел, прокуратурой, аппаратом уполномоченного по правам ребёнка, следственным комитетом, иными социальными и правовыми службами по вопросам оказания психологической помощи (в том числе экстренной), психолого-педагогического и социального сопровождения детей и их семей, оказавшихся в кризисных ситуациях;
      • взаимодействие с научными, исследовательскими, методическими организациями с целью совершенствования научно-методического обеспечения деятельности Отдела;
      • развитие связей с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделами социальной защиты населения, здравоохранения и внутренних дел для координации совместных действий по оказанию помощи семье и детям;
      • организация деятельности детского телефона доверия.
    2. Направления психолого-педагогического сопровождения, реализуемые в образовательной организации, указываются в уставе образовательной организации; информация доступна для родителей (законных представителей) обучающихся.
      1. Структура и кадровый состав Отдела
        1. В Отделе осуществляют деятельность следующие специалисты: начальник отдела, педагоги-психологи, методисты, реализующие дополнительные образовательные программы социально-педагогической направленности.
        2. Деятельность Отдела обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «Педагогика и психология» (квалификация Педагог-психолог), «Специальная психология» (квалификация Специальный психолог), «Социальная педагогика», «Образование и педагогика» (квалификация Социальный педагог) или специалистами, прошедшим переподготовку, и получившим диплом соответствующего образца.
        3. Контроль по организации работы Отдела осуществляет директор учреждения.
        4. Курирует функционирование и процесс психолого-педагогического сопровождения Отдела заместитель директора.
        5. Непосредственное управление Отделом осуществляется начальником отдела.
        6. Начальник отдела:
          • разрабатывает планы деятельности Отдела и контролирует их выполнение;
          • организует текущую деятельность Отдела и руководит работой сотрудников;
          • обеспечивает координацию деятельности Отдела с другими учреждениями и организациями;
          • распределяет обязанности между работниками Отдела, разрабатывает должностные инструкции;
          • составляет график работы Отдела;
          • несет ответственность за научно-методический уровень деятельности Отдела.
        7. Начальник отдела находится в непосредственном подчинении директора учреждения. Начальник отдела назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директором Учреждения.
        8. Структура и штатная численность Отдела утверждается директором Учреждения, исходя из целей и уставных задач, объема осуществляемой деятельности и актуальных потребностей.
        9. Обязанности работников Отдела определяются тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждения образования, должностными инструкциями.
        10. Специалисты психолого-педагогического сопровождения занимают определенные помещения в образовательной организации, подчиняются режиму работы, установленному в образовательной организации, находятся в подчинении ее руководителя; осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией развития образовательной организации, образовательной программой.
        4. Предоставление информации, полученной в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса 5.1. Информация, полученная при оказании психолого-педагогической помощи, а также факт обращения за оказанием психолого-педагогической помощи являются профессиональной тайной. Документация специалистов об оказании психолого-педагогической помощи применяется только для служебного пользования. Выписка из документации специалистов об оказании психолого-педагогической помощи ребенку, его родителю (законному представителю) предоставляется по запросу родителя (законного представителя), выдается родителю (законному представителю) на руки за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно. 5.2. Выписка из документации специалиста об оказании психолого-педагогической помощи предоставляется в форме, доступной для понимания лицом, не обладающим специальными познаниями в области психологии. 5.3. Сведения, составляющие профессиональную тайну, могут быть сообщены специалистом третьим лицам только с письменного согласия родителя (законного представителя), обратившегося за оказанием психолого-педагогической помощи. 5.4. Предоставление сведений, указанных выше, без согласия лица, обратившегося за оказанием психолого-педагогической помощи, или его законного представителя допускается по письменным запросам: - органов дознания, следствия, суда в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством; - научных работников в связи с проведением ими научных исследований или специалистов, занимающихся педагогической деятельностью в области психологии, психотерапии, психиатрии, сексологии, в связи с осуществлением ими педагогической деятельности – в форме, исключающей наличие сведений личного характера, позволяющих идентифицировать конкретного гражданина. 5.5. Специалисты Отдела обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении. 5.6. Специалисты Отдела обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних о психологических проблемах несовершеннолетних, при которых существует вероятность совершения ими суицидальных действий. Предоставление такой информации не является разглашением профессиональной тайны. 5.7. Обязанность сохранять профессиональную тайну наравне со специалистами, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение, распространяется также на лиц, которым она стала известна. 6. Права и обязанности специалистов психолого-педагогического сопровождения 6.1. Право на реализацию психолого-педагогического сопровождения и оказание психолого-педагогической помощи имеют специалисты психолого-педагогического сопровождения, имеющие высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Педагогика и психология» (для педагогов-психологов), «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» (для социальных педагогов), в области дефектологии (для учителей-логопедов, учителей-дефектологов), и подтвердившие свою квалификацию в установленном порядке. 6.2. При организации психолого-педагогического сопровождения и оказании психологической помощи специалисты психолого-педагогического сопровождения независимы в своих решениях и выборе стратегий, руководствуются правами обучающихся, профессиональным долгом, нормативно-правовыми актами в области образования и защиты прав детей. 6.3. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогического сопровождения имеют право: - самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом запросов участников образовательного процесса и возможностей образовательной организации; - самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с субъектами образовательного процесса, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ; - отказываться от выполнения возложенных на них обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей; - обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах обучающихся; - привлекать специалистов разных ведомств, для решения заявленных проблем семей и детей, оказавшихся в кризисной ситуации; - запрашивать и получать необходимые материалы и документы от образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений социальной защиты и иных служб для организации помощи детям и семьям, оказавшимся в кризисной ситуации; - в установленном порядке вносить предложения в органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних по вопросам защиты прав и интересов детей.. 6.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогического сопровождения обязаны руководствоваться следующими этическими принципами: 6.4.1.Принцип конфиденциальности: - лица, принимающие участие в психолого-педагогических мероприятиях, должны делать это сознательно и добровольно, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам; - информация, полученная в процессе психолого-педагогических мероприятий, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости предоставления ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов и прав участников психолого-педагогических мероприятий; - отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности лиц, принимавших участие в психолого-педагогических мероприятиях. 6.4.2. Принцип компетентности: - специалисты психолого-педагогического сопровождения должны четко определять границы собственной компетентности, т.е. не ставить перед собой задачи, невыполнимые с точки зрения современной психологической, педагогической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей; - применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. 6.4.3. Принцип ответственности: специалисты психолого-педагогического сопровождения несут ответственность: - за обоснованность психологического заключения по результатам диагностического процесса, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций; - за правильность оформления протоколов и сохранность документации. - в решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся; - за постоянное повышение своей профессиональной квалификации. 6.5. Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в настоящем Положении, не обязывают специалистов психолого-педагогического сопровождения выполнять их в полном объеме. 6.6. Режим рабочего времени специалистов психолого-педагогического сопровождения регулируется их должностными обязанностями, правилами внутреннего распорядка образовательных организаций, коллективными договорами, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, графиками и планами работы, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. 6.7. Режим рабочего времени специалистов психолого-педагогического сопровождения регулируется с учетом: - выполнения обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; - организации и проведения методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением; - времени, затрачиваемого непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий. В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо Минобразования Российской Федерации от 24.12.2001 № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога») рекомендовано следующее распределение рабочего времени педагога-психолога образовательной организации в неделю: - в пределах не менее половины недельной продолжительности рабочего времени – на выполнение индивидуальной и групповой профилактической, диагностической, консультативной, коррекционной, развивающей, учебной, просветительской работы с обучающимися; на экспертную, консультационную работу с педагогическими, руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации; - остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими, руководящими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся, организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.) 6.8. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательной организации, так и за её пределами. 6.9. График работы специалистов психолого-педагогического сопровождения обсуждается с руководителем образовательной организации и зафиксирован договором между администрацией образовательной организации и специалистам в типовом письменном контракте или в устной форме. 6.10. Начальник Отдела и работники, входящие в его структуру, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и должностными инструкциями за неисполнение или ненадлежащее исполнение целей, задач и функций Учреждения. 6.11. Сотрудники Отдела ведут документацию, содержание и формы которой закреплены соответствующими нормативными актами различного уровня. В целях повышения качества взаимодействия специалистов сотрудники Отдела имеют равные права доступа к рабочей документации Отдела, если при этом гарантируется соблюдение принципа обязательной конфиденциальности данных.