Положение об отделе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии
- Общие положения
- В рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, в числе мер, направленных на обеспечение доступности и качества образования, актуальными являются меры по обеспечению:
- правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами;
- предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных организациях;
- создания системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей;
- психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательной организации.
- Отдел психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (далее - Отдел) является структурным подразделением бюджетного общеобразовательного учреждения Чувашской Республики «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Учреждение).
- Целью деятельности Отдела является оказание многопрофильной, комплексной психолого-педагогической и социально-правовой помощи детям и членам их семей, оказавшихся в кризисной ситуации, в том числе подвергшимся насилию и жестокому обращению, психофизическому насилию; семьям в предразводной и послеразводной ситуации, детям, находящимся в конфликте с семьей или социальным окружением, несовершеннолетним, вступившими в конфликт с законом.
- В своей деятельности Отдел руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральными и республиканскими законами, указами Президента Российской Федерации и Чувашской Республики, постановлениями Правительства Российской Федерации и Чувашской Республики, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации и Чувашской Республики, Уставом учреждения и настоящим Положением, а так же Соглашением с Верховным Судом Чувашской Республики от 31 июля 2013 г.
- Реорганизация и ликвидация Отдела осуществляется на основании приказа руководителя Учреждения, на условиях и в порядке установленных действующим законодательством Российской Федерации.
- Услуги по разрешению конфликтных ситуаций в образовательных и социальных учреждениях, по оказанию психолого-педагогической, социально-правовой помощи семье и детям, оказавшихся в кризисной ситуации, по проведению восстановительных программ по заглаживанию вреда предоставляются Отделом на безвозмездной основе. По решению руководства Центра отдельные виды психолого-педагогических услуг могут предоставляться за плату. Денежные средства, взимаемые за предоставление этих социальных услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие сверх выделяемых ассигнований по бюджету.
- Объем и содержание услуг, предоставляемых Отделом каждой семье и лицу из числа детей, оказавшихся в кризисной ситуации, а также перечень осуществляемых Отделом мероприятий определяются индивидуально исходя из потребностей и возможностей Отдела и других объективных обстоятельств.
- Деятельность Отдела основана на взаимодействии специалистов психолого-педагогического сопровождения, педагогических и руководящих работников образовательных организаций, межведомственном взаимодействии с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, правоохранительных органов, взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся.
- Родители (законные представители) должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.
- Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
- Отдел осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным обще развивающим программам социально-педагогической для детей и молодежи, превентивным программам, направленным на здоровый образ жизни, на развитие и сопровождение нуждающихся в психолого-педагогической и социальной помощи.
- Предмет и задачи деятельности Отдела
- Предметом деятельности Отдела является предоставление государственных услуг по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, разрешению конфликтных ситуаций в образовательных, социальных и других организациях, оказанию психолого-педагогической помощи семье и детям, оказавшихся в кризисной ситуации, проведению восстановительных программ по заглаживанию вреда, оказанию методической помощи в работе с семьей и детьми специалистам образовательных, социальных и других организаций, созданию профессиональной системы обмена опытом.
- Основными задачами Отдела являются:
- предупреждение возникновения проблем в развитии, обучении и социализации обучающихся, содействие обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- создание в сотрудничестве с педагогическими и административными работниками образовательных организаций развивающей, психологически безопасной здоровье сберегающей образовательной среды;
- формирование психологической культуры обучающихся, родителей, педагогических работников;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-психологического сопровождения с учетом современных требований; организация деятельности 1 федеральной стажировочной площадки (разработка и тиражирование учебно-методических комплектов, образовательных программ, проведение курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, подготовка тьюторов);
- усиление профилактической направленности в деятельности специалистов сопровождения, как основы преодоления асоциальных явлений и их негативных последствий в образовательной среде;
- разработка, апробация и внедрение эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения, направленных на полноценное интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся на всех этапах воспитания и обучения, обучающихся с проблемами в развитии, обучении, поведении, проблемных, асоциальных, опекунских семей, усыновителей и др.;
- оказание своевременной адресной психологической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуации, пережившим психологическую травму, находящимся в кризисном состоянии.
- организация деятельности Республиканского центра медиации, включая координацию развития Школьных служб примирения (медиации) Чувашской Республики;
- организация непрерывного социального-психологического сопровождения несовершеннолетних, совершивших преступления, а также несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, восстановительного правосудия, включая проведение программ примирения;
- организация деятельности Республиканского центра медиации, включая координацию развития Школьных служб примирения (медиации);
- координационно-методическое сопровождение Службы практической психологии в системе образования, включая структуру Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, проведение обучающих семинаров, тренингов для всех участников образовательного процесса;
- организацию и проведение конференций, форумов, семинаров, мастер-классов, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических, руководящих работников образовательных организаций; проведение обучающих мероприятий для специалистов межведомственного взаимодействия, комплексного сопровождения, педагогических и руководящих работников;
- проведение фестивалей, конкурсов, олимпиад для детей, конкурсов профессионального мастерства;
- организация деятельности детского телефона доверия;
- проведение психолого-диагностических обследований детей и членов их семей по запросам при их личном обращении или по направлению из образовательных, социальных и других организаций, государственных, судебных органов, органов внутренних дел, прокуратуры, следственного комитета, аппарата уполномоченного по правам ребёнка, других субъектов профилактики и специализированной помощи;
- осуществление сетевого взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения; - обобщение, систематизацию и распространение передового опыта специалистов психолого-педагогического сопровождения.
- Основные направления деятельности Отдела
- Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса включают в себя:
- психолого-педагогическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основного общего образования, образовательных программ;
- оказание своевременной адресной психологической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной или экстренной ситуации;
- психологическую диагностику обучающихся (определение психологических особенностей обучающихся, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);
- психологическое просвещение субъектов образовательного процесса (создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, формирования психологической культуры);
- психолого-педагогическую профилактику (предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных организациях, усиление профилактической направленности в деятельности специалистов сопровождения асоциальных явлений);
- проведение программ по заглаживанию вреда с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом; помощь в разрешении семейных конфликтов и споров с помощью восстановительных технологий;
- организация деятельности Республиканского центра медиации, включая координацию развития Школьных служб примирения (медиации) Чувашской Республики;
- координационно-методическое сопровождение Службы практической психологии в системе образования;
- оказание экстренной психологической, консультативной, правовой помощи педагогам и администрации образовательных учреждений по их запросу;
- организация межведомственного взаимодействия с государственными и судебными органами, органами внутренних дел, прокуратурой, аппаратом уполномоченного по правам ребёнка, следственным комитетом, иными социальными и правовыми службами по вопросам оказания психологической помощи (в том числе экстренной), психолого-педагогического и социального сопровождения детей и их семей, оказавшихся в кризисных ситуациях;
- взаимодействие с научными, исследовательскими, методическими организациями с целью совершенствования научно-методического обеспечения деятельности Отдела;
- развитие связей с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделами социальной защиты населения, здравоохранения и внутренних дел для координации совместных действий по оказанию помощи семье и детям;
- организация деятельности детского телефона доверия.
- Направления психолого-педагогического сопровождения, реализуемые в образовательной организации, указываются в уставе образовательной организации; информация доступна для родителей (законных представителей) обучающихся.
- Структура и кадровый состав Отдела
- В Отделе осуществляют деятельность следующие специалисты: начальник отдела, педагоги-психологи, методисты, реализующие дополнительные образовательные программы социально-педагогической направленности.
- Деятельность Отдела обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «Педагогика и психология» (квалификация Педагог-психолог), «Специальная психология» (квалификация Специальный психолог), «Социальная педагогика», «Образование и педагогика» (квалификация Социальный педагог) или специалистами, прошедшим переподготовку, и получившим диплом соответствующего образца.
- Контроль по организации работы Отдела осуществляет директор учреждения.
- Курирует функционирование и процесс психолого-педагогического сопровождения Отдела заместитель директора.
- Непосредственное управление Отделом осуществляется начальником отдела. Начальник отдела:
- разрабатывает планы деятельности Отдела и контролирует их выполнение;
- организует текущую деятельность Отдела и руководит работой сотрудников;
- обеспечивает координацию деятельности Отдела с другими учреждениями и организациями;
- распределяет обязанности между работниками Отдела, разрабатывает должностные инструкции;
- составляет график работы Отдела;
- несет ответственность за научно-методический уровень деятельности Отдела.
- Начальник отдела находится в непосредственном подчинении директора учреждения. Начальник отдела назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директором Учреждения.
- Структура и штатная численность Отдела утверждается директором Учреждения, исходя из целей и уставных задач, объема осуществляемой деятельности и актуальных потребностей.
- Обязанности работников Отдела определяются тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждения образования, должностными инструкциями.
- Специалисты психолого-педагогического сопровождения занимают определенные помещения в образовательной организации, подчиняются режиму работы, установленному в образовательной организации, находятся в подчинении ее руководителя; осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией развития образовательной организации, образовательной программой.