Построение алгоритма психолого-педагогической поддержки замещающих семей и ее реализация должны основываться на реальных проблемах каждой замещающей семьи. По наблюдениям специалистов сопровождения, замещающие родители нуждаются в помощи и профессиональной психолого-педагогической поддержке. В помощи и поддержке они нуждаются и на этапе адаптации в процессе вхождения ребенка в семью, в установлении контакта с приёмными детьми, и в решении конфликтных ситуаций, и в преодолении трудностей в психофизиологическом развитии, психокоррекции негативных психологических особенностей становления личности ребенка в ходе взросления, и в построении взаимоотношений с кровными родственниками детей и во многих других ситуациях.
Все эти вопросы позволяет своевременно решать консилиум ресурсного центра специалистов сопровождения замещающих семей и постинтернатного сопровождения, так как это форма взаимодействия специалистов, направленная на обеспечение своевременной помощи приемным семьям. Консилиум помогает осуществлять комплексный подход к организации и реализации процесса сопровождения, коллегиально выносить решения, обсуждать трудные вопросы и менять уровень сопровождения, что в свою очередь помогает уменьшить число вторичных отказов.
20 июня состоялось очередное заседание консилиума в смешанном формате, на котором рассмотрены вопросы по сопровождению 24 замещающих семей.
В ходе проведения консилиума обсуждались и некоторые показатели мониторинга благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях. Специалисты обращают пристальное внимание при обследовании семей на:
- здоровье: физическое развитие ребенка; нервно-психическое развитие; заболеваемость;
- образование: школьную успеваемость; дополнительную занятость; личностное развитие; самооценку; эмоциональное развитие;
- социальная адаптация: навыки самообслуживания; внешний вид и поведение в обществе; межличностные отношения; способность к общению (со взрослыми и сверстниками); соблюдение прав и обязанностей в семье;
- социальное окружение: атмосферу понимания, принятие и поддержку ребенка в семье и поддержку семьи в окружающем социуме.
На основе совокупности результатов и рекомендаций консилиума, плана специалиста составляется индивидуальная программа сопровождения, которая будет согласована и с самой семьей. Таким образом, формируется обратная связь и ответственность между специалистами службы сопровождения и замещающей семьей. |