19 февраля 2020 года состоялся семинар совещание со специалистами муниципальных образований, курирующих деятельность заместителей директоров общеобразовательных организаций по воспитательной работе на тему: «Работа с несовершеннолетними девиантного и делинквентного поведения, как один из ключевых моментов деятельности по профилактике асоциальных явлений в образовательной среде».
С приветственным словом к собравшимся обратилась директор центра Светлана Васильевна Ильина: «Ядром профилактической работы являются родители, классные руководители, органы профилактики. Нужно подключить все ресурсы социума в целом, чтобы мы могли организовать соответствующую профилактическую работу». Затем Ильина С.В. ознакомила специалистов с информацией по результатам выездов рабочей группы правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Чувашской Республики, во время которых проводились проверки организации работы советов профилактики муниципальных районов. Она отметила, что было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков роль образовательных учреждений. Ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе этих учреждений, их недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности детей и подростков, возникшей в условиях неблагоприятного семейного воспитания. Профилактическая работа в школе может быть эффективной только тогда, когда в ней объединят свои усилия субъекты профилактики, родители, педагоги, учащиеся.
Далее Сорокин С.И. педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, дал понятия девиантному поведению, рассказал о его видах и причинах. Он обратил внимание собравшихся, что одним из самых распространенных следствий нарушения либо деформации процесса социализации личности является возникновение отклонений в поведении. Отклоняющееся поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых, данных обществом поведенческих норм, синоним понятия «отклоняющееся поведение» - понятие «девиантное поведение».
Самсонова Г.Х., заместитель директора, акцентировала внимание собравшихся на создании безопасной образовательной среды и ее профилактике, направленной на сохранение и поддержание физического и психического здоровья детей, а также отметила, что сегодня это является одной из приоритетных задач. Системный подход и система профилактики признаются определяющими и весьма важными. «Вирус отклонений поведения» в скрытой форме, всегда присутствует в школе и дремлет, но в «благоприятной» среде распространяется достаточно быстро: кто-то из любопытства, а кто-то вопреки запретам пробует то, что запрещают взрослые. Известно стремление детей экспериментировать, пробовать «запретный плод». В этой связи, для подростков важна текущая ситуация, атмосфера в образовательной среде, отношения со сверстниками и, конечно, в семье.
В ходе выступления были рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся особенностей девиантного поведения подростков, организации работы по первичной и вторичной профилактике отклоняющего поведения в образовательных учреждениях. Внимание специалистов было обращено на то, что на сайте центра имеется баннер Навигатор профилактики, где размещен методический материал по данному направлению.
В завершении семинара, присутствующие высказали мнение о том, что данная тема отклоняющегося поведения детей и подростков является одним из основных направлений психолого-педагогической деятельности. Общественная важность этой проблемы становится особенно очевидна в наше время.
|