25 февраля 2020 года состоялся семинар совещание с педагогами-психологами общеобразовательных организаций районов республики на тему: «Работа с несовершеннолетними с девиантным и делинквентным поведением, как один из ключевых моментов деятельности по профилактике асоциальных явлений в образовательной среде».
С приветственным словом к собравшимся обратилась Светлана Васильевна Ильина, директор центра: «Ядром профилактической работы являются родители, классные руководители, органы профилактики. Нужно подключить все ресурсы социума в целом, чтобы мы могли организовать соответствующую профилактическую работу».
Затем Ильина С.В. ознакомила собравшихся с информацией по результатам выездов рабочей группы правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Чувашской Республики во время которых проводились проверки организации работы советов профилактики муниципальных районов. Она отметила, что было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков роль образовательных учреждений. Светлана Васильевна сделала акцент на том, что профилактика отклоняющегося поведения – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.
Медицинский психолог БУ «Президентский перинатальный центр» Минздрава Чувашии - Емельянова Ольга Николаевна продолжила информацией о своем учреждении и работе подросткового отделения, а также о том, что важным направлением профилактической работы является нравственное воспитание. Немаловажную роль в воспитательном процессе играет именно половое воспитание, поскольку оно даёт возможность выработать правильное отношение к морали, нравственности, половым вопросам, физиологическим проблемам, а также к ролевому распределению в семье. Учитывая актуальность этой проблемы, специалисты их отделения в рамках межведомственного взаимодействия часто выступают в образовательных организациях по половому воспитанию. «Значение полового воспитания детей очень велико. Оно способно не только защитить ребёнка от полового насилия и предотвратить возможные проблемы в его семейных отношениях, но также стать тем фактором, который будет способствовать развитию здоровой, гармоничной и нравственной личности», — отметила Ольга Николаевна.
Далее педагог-психолог отдела психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Сорокин С.И., дал понятия девиантному поведению, рассказал о его видах и причинах. Он обратил внимание собравшихся, что одним из самых распространенных следствий нарушения либо деформации процесса социализации личности является возникновение отклонений в поведении. Отклоняющееся поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых, данных обществом поведенческих норм. Синоним понятия «отклоняющееся поведение» является понятие «девиантное поведение».
Далее продолжила Самсонова Г.Х., заместитель директора она обратила внимание собравшихся специалистов на важность использования результатов единой методики социально-психологического тестирования для повышения эффективности воспитательной работы и ранней профилактики девиантного поведения обучающихся образовательных организаций Чувашской Республики. Гульнара Хайдаровна также акцентировала внимание собравшихся на роли педагога-психолога при создании безопасной образовательной среды и ее профилактике, направленной на сохранение и поддержание физического и психического здоровья детей, отметила, что сегодня это является одной из приоритетных задач. В целом несомненна необходимость и результативность психолого-педагогической профилактики девиантного поведения, но она обязательно должна быть экологичной, учитывать интересы участников, активизировать личностные ресурсы, быть систематической и последовательной. Профилактическая работа может и должна осуществляться в групповой и индивидуальной форме, использоваться при работе с различными возрастными категориями и социальными группами. Для ее реализации желательно использовать активные методы социально-психологического обучения: дискуссии, тренинги, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения. В зависимости от используемых методов работа будет осуществляться в форме массовых акций, тренингов, образовательных программ, психологического консультирования, кризисной помощи.
Подводя итоги участники семинара-совещания подчеркнули, что меры по профилактике асоциального поведения подростков прежде всего должны быть направлены на раннее предупреждение и коррекцию с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей. Тяжелое экономическое положение страны, большое количество острых социальных проблем - эти процессы особенно остро сказались на подрастающем поколении. Среди молодого поколения усилился нигилизм, демонстративное поведение, увеличилось количество проявлений жестокости и агрессивности. Также присутствующие высказали мнение о том, что данная тема отклоняющегося поведения детей и подростков становится общественно значимой и очевидной в наше время и является одним из основных направлений психолого-педагогической деятельности.
В завершении семинара-совещания педагоги-психологи решили объединиться в профессиональное сообщество и продолжить встречаться регулярно, для обсуждения актуальных вопросов, взаимопомощи, совершенствованию деятельности педагогов-психологов по основным направлениям сопровождения образовательного процесса.
|