18-19 декабря в МГППУ проходила XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: вызовы и риски современного детства». В конференции приняли участие представители органов власти и ведущие эксперты России в области психологии и педагогики.
Цель Конференции: консолидация усилий профессионального сообщества в решении актуальных проблем детства в современной школе.
Организаторами Конференции выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования. Конференция проводится при поддержке и участии федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
В работе конференции приняли участие 270 человек из 50 регионов России, в том числе и заместитель директора Самсонова Гульнара Хайдаровна. Более 500 человек участвовали в онлайн-чате и смотрели прямую трансляцию с ключевых мероприятий программы.
В своем приветственном слове Евгений Сильянов - директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ, отметил значимость роли специалистов, работающих с современными детьми, их компетентности, в профилактике рисков современного детства. Он также выразил благодарность коллективу МГППУ и лично президенту университета Виталию Рубцову за колоссальную работу, проделанную при разработке профессиональных стандартов этих специалистов.
Татьяна Тихомирова – руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования РАО зачитала приветствие Юрия Зинченко – Президента РАО, декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В своем обращении к участникам конференции, он рассказал о деятельности Федерального ресурсного центра РАО – аналитической работе, мониторинге психологической службы в регионах, разработке моделей психологического образования для каждого из них, о кадровом обеспечении психологической службы и технологиях повышения грамотности специалистов. Он также призвал специалистов участвовать в конкурсах, проводимых РАО, активно присоединяться к проектам академии, получать научно-методическое сопровождение.
Академик РАО, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Асмолов говорил о социализации, как о страховании рисков детства. Отдельно отметил, что отношение к «детям с иными развитыми возможностями» является индикатором культуры общества и предостерег от формалистичного подхода в работе с ними. Александр Асмолов также рассказал о рисках, связанных с программами раннего развития детства – ранней профилизации. В заключение он подчеркнул, что главное – создать условия для того, чтобы каждый ребенок мог развиваться как личность и быть личностью.
Президент МГППУ Виталий Рубцов в своем докладе «Школа как социокультурный ресурс преодоления рисков современного детства» отметил, что сегодняшняя школа, в которой успеваемость подчас является главной ценностью и результатом обучения, нередко сама становится пространством рисков для учащихся. Он указал на ослабление общности взрослого и ребенка в учебной деятельности, проблемах с образованием детей-сирот, детей с ОВЗ и инвалидностью, и отметил, что главной задачей современной школы является преобразование существующей модели, основанной на знании, в проект школы возможностей, основанной на развитии различных видов общности и типов деятельностей детей и взрослых. В проект решения этой задачи было внесено предложение «Федерации психологов образования России», Минобрнауки России, Минпросвещения России и РАО о создании межведомственной рабочей группы по разработке и апробации комплексной модели психолого-педагогического сопровождения рисков детства, отвечающей требованиям школы новых возможностей.
Евгений Ямбург заслуженный учитель РФ, академик РАО привел неутешительные данные – лишь 12,5% детей в России - здоровы. Лидирующие позиции занимают психоневрологические заболевания, поэтому, по мнению Евгения Ямбурга, особенно важно, чтобы специалисты, работающие с детьми, были профессионально подготовленными и подчеркнул необходимость решать проблему дефицита компетенций. Евгений Ямбург поделился с участниками конференции своим колоссальным опытом работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, рассказал о деятельности школы №109, являющейся школой нового типа. Присутствующие также посмотрели небольшие фильмы об учениках школы, мужественно борющихся с онкологическими заболеваниями.
В рамках конференции прошла пленарная дискуссия «Межведомственный подход к работе с подростковыми рисками», тематические круглые столы и подведение итогов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде - 2018. Обсуждались вопросы, связанные с современными рисками детства, в частности подходы к работе с подростковыми рисками, методологические основания для разработки программ профилактики подросткового буллинга, трудности в обучении младших школьников, риски инклюзии, средства профилактики социальных рисков и девиантного поведения несовершеннолетних, проблемы образования детей-сирот.
Программа второго дня конференции была весьма насыщенной – параллельно проходила работа на нескольких симпозиумах и мастер-классах. Многое говорилось о том, как преодолевать риски современного детства и всякий раз возникал вопрос недостатка специалистов с необходимой квалификацией. Поэтому неудивительно, что горячей темой обсуждения стала практика применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в субъектах РФ.
Юрий Забродин - советник при ректорате МГППУ, член Президиума Федерации психологов образования России, отметил, что одной из актуальных проблем на сегодняшний день является отсутствие во многих регионах законодательных актов, регулирующих деятельность психологов.
Татьяна Клюева – директор ГОУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» рассказала о дифференцированном подходе к разработке должностных инструкций педагога-психолога в условиях внедрения профстандарта. Она также напомнила собравшимся, что после первого января 2020 года организации, осуществляющие образовательную деятельность, взяв на работу молодого специалиста, должны будут проводить его обучение за счет средств своей организации и призвала заняться подготовкой кадров уже сейчас.
После завершения основной программы конференции состоялось собрание представителей региональных отделений Федерации психологов образования России, награждение членов Федерации, а также подведение итогов и принятие рекомендаций участников конференции.
|